Истерия

Современные психиатрические определения истерии

А) Учебник по психиатрии Эя, Бернарда и Брис-
сэ . Название главы: «Конверсивная истерия»:
«Истерия – это невроз, характеризуемый соматической
гиперэкспрессивностью идей, картин и
неосознанных аффектов12. Ее симптомы – психо-
Janet P. Etat mental des hystenques: les accidents mentaux
et les stigmates mentaux. Paris: Rueff et Cie, 1894. P. 300.
Ey H., Bernard P., Brisset Ch. Manuel de psychiatrie.
Paris: Masson, 1989.
1 2 Подчеркнуто в тексте.
13
моторные, сенсорные и вегетативные проявления
этой «соматической конверсии». Вот почему, начиная
с Фрейда, этот невроз называют «конвер-
сивной истерией»13.
Предвзятое мнение авторов совершенно очевидно:
с их точки зрения, только психоанализ может
интерпретировать истерию, потому что никакого
другого проявления истерии, кроме конверсионного,
не существует. В примечаниях к учебнику
говорится: «Симптомы представляют собой явление
«конверсии» в соматическом плане неосознанных
конфликтов». Таким образом, травматическая
истерия Шарко, множественность личности выпадают
из поля зрения, если они не сопровождаются
соматическими расстройствами.
В этой главе учебника по психиатрии после
краткого исторического обзора предлагается клиническое
изучение симптомов истерии, разделенных
на три подгруппы:
а) пароксизмы, кризисы, острые проявления
внушения Шарко;
б) классическое многовековое описание затяжных
функциональных синдромов. Мы находим
здесь параличи (функциональные и локализованные),
сведение суставов (контрактуры), спазмы,
потери чувствительности (амнезии), сенсорные
расстройства, весь этот материал, постоянно описываемый,
на котором Фрейд построил свою теорию
конверсии и a fortiori психоанализ.
в) висцеральные (внутренние) проявления,
спазмы, рассеянные, диффузные боли, трофические
и общие расстройства. В учебнике подчерки-
i3Ibid.
14
вается, что, если допустить, что «бессознательная
жизнь может выражаться внутренними нарушениями,
трудно установить границу между реакциями,
которые свойственны истерии конверсии от
тех, которые должны быть восприняты как «подлинные
» психосоматические синдромы». .
Вторая часть главы описывает характер и личность
истерика. Описание под видом дешифровки
бессознательного становится откровенно психиатрическим,
раскрывая внушаемость (аффективную
и эмоциональную нестабильность), мифоманию
(форму психической неуравновешенности, характеризующуюся
тенденцией к измышлению, выдумкам,
симуляции), сексуальные расстройства
истерического характера. Человек характеризуется
несостоятельностью личности, амнезическим
торможением (ослаблением памяти) реальных событий,
фальсификацией существования.
Это полностью классическое описание, но истерик
– это больной с чудаковатой, нелепой личностью,
которую можно встретить во все великие исторические
моменты часто в роли жертвы, но зачастую
также в роли героинь, например Матушки Кураж.
Б) Алфавитное руководство по психиатрии
Поро1 4 . Название главы: «Истерия и истерический
невроз»15.
«Истерия – это особая умственная способность,
то конституциональная и постоянная, то
случайная и проходящая, которая заставляет не-
14 Porot A. Manuel alphabetique de psychiatrie. Paris: PUF,
1984.
1 5 Мы подчеркиваем названия глав, поскольку уже из
них видны различные подходы к истерии каждого из авторов
учебников.
15
которых пациентов создавать видимость физических
недугов, соматических заболеваний или психопатического
состояния».
После неизбежной исторической части рассматриваются
патогенические (раздел патологии)
концепции, исходящие из теорий Жанэ, Фрейда и
Кречмера. В статье указывается, что с 1935 г. Ан-
туан Поро внушал, что слово «истерия» вычеркнуто
как имя существительное, осталось слово «истерический
» как имя прилагательное для определения
некоторых случаев.
Симптоматология перечисляет кризисы (типа
Шарко), серьезные психические срывы, представляющие
«разделение сознания» (Жанэ) и «расщепление,
которое проникает в недра психической
жизни, «гипнотическое состояние» (Брейер), случаи
соматической конверсии (почти идентичные
случаям в предыдущем учебнике), заболевания органов
чувств, конверсия.
В описании истерических личностей подчеркивается
их хрупкость и постоянство соматических проявлений
более или менее сложных, более или менее
смешанных. Эти личности артистичные, эгоцентричные,
легко поддающиеся внушению, жаждущие
любви, драматизирующие. Подавленные и заторможенные,
они обладают особенностями умственной
деятельности: рассеянностью, бегством в мир фантазий,
наивностью, иногда псевдодебильностью.
В) DSM III-R16. Первое издание DSM 3 было
событием (в 1952 г., как мы уже об этом говорили),
поскольку в нем был упразднен диагноз «исте-
1 6 Manuel diagnostique et statistique des troubles mentaux,
DSM III-R. Paris: Masson, 1989.
16
рия». Он был заменен целой серией синдромов, из
которых мы выбрали два примера: один – конверсия,
связанная с органическими проявлениями,
другой – по сути истерического характера.
1) «Диагностические критерии конверсионных
расстройств:
A) Потеря или ухудшение физических функций,
вызывающих соматические расстройства.
Б) Психологические факторы, вовлеченные в
этиологию (раздел медицины, изучающий причины
и условия возникновения болезни) симптома,
так как существует временная связь между психосоциальным
стрессом, явно связанным с конфликтом,
или психической необходимостью и установкой
или усилением симптома.
B) Пациент не в состоянии вызвать преднамеренно
симптом.
Г) Симптом не является определенным ответом
и не может быть объяснен после соответствующего
исследования известным физическим расстройством.
Д) Симптом не ограничивается болью или расстройством
сексуальных функций. «Как определить:
единичный это случай или рецидив».
2) «Диагностические критерии гистрионной
артистичной личности:
Обычная манера крайне эмоционального ответа
и поиски внимания, появляющиеся в самом начале
подросткового возраста и присутствующие в
различных контекстах, как об этом свидетельствуют
по меньшей мере четыре из следующих проявлений:
«1/ постоянно ищет или требует успокоения,
ободрения или похвалы»;
17
«2/ внешний вид и поведение неприспособленного
сексуального обольщения»;
«3/ чрезмерная озабоченность из-за желания
нравиться физически»;
«4/ неумелая экзальтация при выражении
эмоций, например, обнимает встреченных знакомых
с чрезмерным пылом, плачет навзрыд по самому
ничтожному поводу и проявляет вспышки
гнева»;
«5/ чувствует неловкость в ситуациях, когда
он/она не находится в центре внимания»;
«6/ внешнее и быстро меняющееся выражение
эмоций»;
«7/ эгоцентризм, поведение, направленное на
немедленное удовлетворение, нетерпимость к обману
и к любой задержке вознаграждения»;
«8/ манера говорить, крайне субъективная, но
бедная деталями, например, когда просят описать
свою маму, он не может ничего уточнить, кроме
как: «Это потрясающая личность».
В DSM3 беспристрастность полностью отменяет
значение синдрома конверсии, который в таком
виде, как он описан, мог бы касаться больше половины
населения Земли. «Гистрионизм» (актерство)
более убедительно выглядит в наших глазах,
даже если нет положительного аспекта «гистрио-
на»: голоса, театра, мизансцены.
Какое заключение можно сделать из этого
краткого обзора? Начнем с того, что психиатрия
только приступает к рассмотрению вопроса об истерии
как психиатрического понятия (под видом
психоанализа). Полностью ли укладывается в это
описание истерия или истерика? Конечно, нет.
Например, истеричный мужчина характеризуется,
18
с одной стороны, чрезвычайной чувствительностью
к влияниям времени, которая проявляется в
показной манере поведения в величайшие периоды
политических потрясений, а с другой стороны,
с истерической структурой сексуальности17. Истеричка
– это не обязательно сумасшедшая, скрученная
спазмами, иллюстрация к учебнику по
психиатрии, она может быть политической или
религиозной пассионарней (святой и/или мученицей),
артисткой, поэтессой, художницей или
музыкантшей.
«Здесь можно было бы отбросить старый спор
между истерическим неврозом и истерической
реакцией, так как невроз – это расстройство, а истерическая
реакция может быть у кого угодно.
Мы уже указывали, что это противоречие может
быть устранено благодаря допущению невроза до
некоторой степени у каждого человека. Необходимо
также добавить, что наличие невроза до некоторой
степени или полное отсутствие невроза
является особенностью пациента»1 8 . Можно
представить истерию в качестве атома, где электроны
вращаются вокруг центрального ядра, где
ядро незыблемо. Нередко эмоциональный конфликт
наступает у псевдолидеров и артистов, часто
наделенных огромным интеллектом (который,
если не находит себе применения, может плохо
кончить), некоторой долей сентиментальности,
плодотворным эмоциональным даром. Когда об-
1 7 См. Braunschweig D., Fain М. La nuit, le jour (essai psychanalytique
sur le fonctionnement mental). Paris: PUF, 1975.
P. 137.
18 Israel L. L’hysterique, le sexe et le medecin. Paris:
Masson, 1983. P. 38.
19
стоятельства не благоприятствуют человеку, в его
душе царит тоска, связанная с сильнейшей неспособностью
выносить обыденность (по нашему
мнению, недооценивается огромное значение скуки
в истерии). Депрессия, значительная часть ядра,
часто появляется с вереницей физических расстройств,
метафорических конверсии, аффектов,
связанных с существованием (мне все осточертело,
все смертельно надоело, я задыхаюсь от этой
жизни, хоть по земле катайся от боли). Это депрессия
или бесконечный траур?1 9 Пациентки
Фрейда действительно часто находятся в состоянии
реального траура и/или постоянного любовного
разочарования. На эту основу накладывается
образный траур, связанный с невозможностью
разрешения Эдипова комплекса и усиленный по-
20
стоянным сексуальным чувством .
А также возникает постоянная тревога, сосредоточенная
на семье, детях, короче говоря, появляется
томительное, наполняющее чувством вины в
прошлом и настоящем ожидание события, которое
разорвет монотонность обыденной жизни. Таких
людей очень много, например все героини Фрейда.
Отметим, что клиническая картина женской истерии
значительно богаче и имеет большую основу,
1 9 См. Ody М. De 1’opposition entre hystirie et depression
/ / Rev. fr. de psychanal., 1986,3.
2 0 Добавим, что сексуальное чувство «появляется, так
сказать, как добавочный продукт в огромном количестве
процессов, происходящих в организме, если только достигает
некоторой интенсивности, в частности, во всех относительно
сильных эмоциях, даже если они по своей природе
мучительны» (Freud S. Trois essais sur la theorie sexuelle
infantile (1905). Paris: Gallimard, 1987. P. 182).
20
чем истерия у мужчин, часто неясно выраженная,
на низком интеллектуальном уровне и в значительно
более опасной степени соматизации.
Каковы же электроны, которые вращаются вокруг
этого ядра? Положение в семье и несчастные
случаи, политическая и религиозная ситуация,
знание медицины и психологии – все то, что во
взаимоотношениях позволяет получить преимущество
над собеседником. «Невольный» сообщник
подыгрывыает хорошему ученику: «Каково у вас
процентное содержание кальция? Магния? Хотите
ЛСД? Провести сканирование, чтобы обнаружить
причину ваших мигреней?» или «Вы видели дьявола?
Богоматерь? Покройте голову платком. Враг
стоит у ворот, вы можете встать на защиту? Отдайте
нам своих детей, даже самых маленьких. Ваш героизм
будет равен вашей боли». Бурный мазохизм
истерика, часто играющего в поддавки, является
ключевым в этом заболевании. Трудно увидеть
проявления одной и той же болезни в необычных
обличьях в различные исторические эпохи, в разных
религиях и при непохожей манере изъясняться:
в образе безграмотной колдуньи и парадоксально
ученой; зачарованной сумасшедшей Шарко,
возможно влюбленной в мэтра; жительницы Вены,
образованной, но не знающей, чем заняться, привилегированной
свидетельницы исключительных
открытий, которые сопровождали конец Австро-
Венгерской империи, задыхающейся в викторианском
корсете из китового уса или проводящей свое
время, как большинство героинь Фрейда, в ухаживании
за больным или умирающим отцом.
Медицинская история истерии с Гиппократа до
наших дней очень богата; четыре течения пересе-
21
каются, противоречат друг другу с тем, чтобы попытаться
прояснить это заболевание, считающееся
не поддающимся определению. Первое издавна
существовавшее – это маточное течение; затем появилось
течение церебральное и нервное; течение
общей медицины действовало всегда; позже всех
появилось психологическое течение. Опишем их и
увидим, как каждое их них породило одну или несколько
дисциплин, но все же мы отдаем первенство
истерии Фрейда и созданию психоанализа.
В главе «Истерия в политической и религиозной
истории» мы опишем славные времена истерии. Начиная
с колдуний до событий в Лудене и на кладбище
Сен-Медар, не забыв, но даже не пытаясь рассмотреть
из-за политических и религиозных причин
роли женской истерии в исламе в наше время.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Close