Истерия

Malleus Maleficarum» «Молот ведьм» (1494

В 1484 г. в Риме папа Иннокентий VIII обнародовал
буллу, которая разоблачала тот факт, что
«многие особы обоего пола продавали свою душу
дьяволам, инкубам (дьяволам мужчинам, которые
были научены по ночам во сне обманывать женщин),
и суккубам (дьяволицам, которые ночью приходили
соединяться с мужчинами)». По его приказу
двое монахов написали учебник по Инквизиции
«Malleus Maleficarum» («Молот ведьм»)144, в котором
несколько тысяч ведьм и некоторые колдуны
описывали свои экстатические удовольствия, испытываемые
во время этих дьявольских копуляций.
Работа датируется 1494 г., это конец Средневековья
и начало Новой истории (в России принята
другая периодизация истории. – Прим. ред.) Это
великий период перемен, и светская власть, а также
власть церковная старались создать предпосылки
для современности. Процесс с политической
точки зрения идентичный для всех переломных
эпох: нужно было создать козла отпущения, в
котором были бы сконцентрированы агрессивные
и сексуальные образы данного времени1 4 5. Работа,
пронизанная страшным женоненавистничеством,
отрицает сексуальность во всех формах, даже в супружестве.
Женщина обвинялась во всех грехах,
даже в том, что могла вызывать проказу, эпилепсию,
безумие и смерть. Она могла также силой
1 4 3 См. Veith I. Op. cit.
1 4 4 Тридцать изданий за двести лет.
1 4 5 О смысле феномена козла отпущения ср.: Girard R.
La violence et le sacre. Paris: Grasset, 1972.
своего взгляда сначала кастрировать мужчину, а
затем вернуть ему его мужественность, если он в
дальнейшем войдет в милость.
Перед гражданским и церковным судом предполагаемая
ведьма представала голой, с полностью
выщипанными волосами. Для обнаружения зон нечувствительности
ее колол вооруженный длинной
иглой специально обученный профессионал. Любое
доказательство нечувствительности интерпретировалось
в пользу обвинения. После суда «ведьму
» вешали, топили или сжигали заживо, кроме тех
случаев, когда Божий суд был в ее пользу.
Больше всего недоумения вызывает следующее:
как эти крестьянки, в большинстве своем неграмотные,
ухитрялись давать ответы на задаваемые
вопросы в чью бы то ни было пользу. Но даже
если их ответ действительно отвечал на вопрос,
почему эти чувствительные женщины, упрямые и
наделенные развитым воображением, поняв желание
другого, шли ему навстречу? Они, как мазохисты,
находили в этом наслаждение? (Им хотелось
быть предметом всеобщего внимания? Это касалось
их бессознательного желания?). Нам это
трудно понять.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Close