Истерия

Истерическая структура человеческой сексуальности

Каждый ребенок истерически идентифицирует
себя с матерью. Этот процесс очень сложен. Когда
мать касается тела своего ребенка, возникает бессознательная
связь между этим актом и ее сексуальным
желанием к своему партнеру. Во время касания
ребенка она обращается к нему с особенной речью,
сексуальной окрашенности которой не замечает и
1 9 0 Braunschweig D., Fain М. La nuit, le jour. Paris: PUF,
1975.
154
которая оставляет бессознательный мнезический
след в душе ребенка, являющийся сам по себе прототипом
этой идентификации191. Здесь сведены воедино
тело ребенка, его сексуальность, речь матери,
обращенная к ребенку, сексуальное желание матери
к мужчине, идентификация ребенком своей матери.
Мать постоянно боится за психику своего ребенка.
Она укладывает его спать, и желание его
усыпить спрятано под желанием, которое она испытывает
к его отцу. Получается, что мать инициирует
желание ребенка по отношению к отцу, хотя
она пытается помешать тому, чтобы в бессознательном
ребенка родилось стремление оказаться
на месте своей матери. Это действие, бессознательно
защитное, является тем самым, которое
Мишель Фэн назвал «цензурой любовницы»192.
«Необходимо, чтобы ребенок спал спокойно, чтобы
его мать снова стала женщиной с тем, чтобы
пойти навстречу -желанию своего сексуального
партнера»193. Женщина возвращается к мужчине,
бессознательно передав это послание ребенку, который
тоже проникается ее желанием к отцу. Совершается
неясный переход от любящей и одержимой
матери к женщине, желающей отца. Это тоже
выражено в загадочной звуковой форме слова.
Мишель Фэн сказал об этом, что ребенок воспри-
194
нял то, что его мать желает другого .
См. определение Лапланша «загадочных звуковых
форм слова».
1 9 2 Fain М. Prdlude a la vie fantasmatique// Revue fr. De
psychan. Paris: PUF, 1971. С. XXXV, 2-3.
1 9 3 Braunschweig D. Fain M. La nuit, le joui. P. 184.
194 Braunschweig D, Fain M. Eros et Anteros. Paris: PB
Payot, 1971.
155
Истерическая организация сексуальности –
это пережитое ребенком разделение матери и женщины.
Предполагается, что диалог между взрослыми
ускользает от понимания физически присутствующего
ребенка, «идеально лишенного пола
», и считается, что он ничего не понимает в сексуальных
отношениях между взрослыми. Их речь
ставит ребенка в положение «третьего лишнего» и
порождает мир умственно отсутствующего (родители
аннулируют присутствие ребенка, он в свою
очередь тоже способен их аннулировать), но не
может помешать ребенку пережить значительные
эротические волнения.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Close