Истерия

Фантазии, бисексуальность и истерический припадок

Итак, мы будем изучать: «Этиологию истерии»
от 1896 г., «Истерические фантазии и их отношение
к бисексуальности» от 1908 г. и, наконец, «Основные
соображения об истерическом припадке»
от 1909 г.1 8 5 Эти основные труды позволяют «осознать
значение открытия образа, его различные
перевоплощения, его эффективность и маскировку
в симптоме и раскрыть его фундаментальные
структуры»186. С 1896 до 1909 г. Фрейд перейдет
от теории реальной травмы к теории образной
травмы, и как это часто бывает в его творчестве,
ничто не окажется непризнанным.
В ^Этиологии истерии* Фрейд описывает начальную
травматическую сцену болезни, вписывающуюся
связанными с воспоминаниями символа-
1 8 4 Это взято из статьи «О диком психоанализе».
1 8 5 Эти три работы опубликованы в «Nevrose, psychose
et perversion*. Op. cit.
1 8 6 LaplancheJ. Introduction a «Nevrose, psychose et perversion*.
Op. cit.
142
ми в психическую жизнь пациента. Эта структурная
сцена должна удовлетворять двум условиям: с
одной стороны, иметь «определяющую способность
», т.е. специфическое значение для пациента,
с другой стороны, обладать достаточной силой,
так как по эту сторону некоего количественного
порога она не может быть эффективной. Чтобы
расшифровать моторный симптом, предложенный
больным, аналитик поднимает ассоциативные цепочки
вместе с их промежуточными эпизодами,
создающими связь между пережитым событием и
симптоматическим образом, с тем чтобы выявить
«способность определения» травмы.
Основной научный вопрос: существовала ли
эта знаковая сцена в реальности? Не прячется ли
за ней еще одна, другая, которая скрывает другую,
а та иную, и т. д.? У Фрейда1 8 7 на этот счет имеется
крайне метафизическое сомнение. Жак Ла-
планш рассказывает по этому поводу об «апофа-
нической (отрицающей) иллюзии» 1 8 8 , так как эти
сцены, запрятанные одна в’другую, как русские
куклы Матрешки напоминают мистерии Средневековья,
постоянно придавая больше остроты реалистическому
образу аналитическими исследованиями.
Имеют ли они отношение к первоначальному
мистическому образу (например, когда ребенок
был бы свидетелем родительского совокупления),
более или менее реактивированному у истерички
с течением времени?
Об этой гипотезе Фрейд будет говорить дважды,
все время ее усложняя, так как теория травмы
L’etiologie de l’hysterie. P. 87.
Еще пишут также «апофатическая».
143
уже упоминалась. Современная сцена отослала бы
в таком случае не к одной, но ко многим другим
предшествующим сценам в сексуальном прошлом
индивида. В это построение постоянно включаются
элементы материальной реальности в форме
изнасилования, жестов, оскорбительных слов и
гипотеза детской сексуальности. В 1896 г. Фрейд
видит в этом смешении реальности – образ, но замечания,
добавленные в 1924 г., явно заставляют
весы склониться в сторону образа (стр. 96). Заключение:
с одной стороны, «вторжение истерии
восходит почти всегда к психическому конфликту,
несовместимому представлению, вводящему в
действие защиту собственного Я и вызывающему
торможение» (стр. 102), а с другой стороны, ее начало
находится в истерическом симптоме, часто
вызываемом образованием из бессознательного
(сна, образа, симптома) и отсылающего к различным
факторам, аффект отделяется, защищаясь от
представления. В этой этиологии истерии в 1896 г.
мысль Фрейда уже целиком является психоаналитической,
даже если значение различных затронутых
факторов будет соотнесено со временем.
В работе «Истерические фантазии и их отношение
к бисексуальности» бисексуальность трактуется
двойственным способом. Действительно,
Фрейд никогда не будет полностью уверенным в
правоте этой концепции и припишет всю ответственность
за нее Флиссу и часто будет излагать
ее в общих чертах, противопоставляя активное –
пассивному. Однако бисексуальность уже появилась
в «Трех очерках по теории сексуальности» и
балансировала между нормой и патологией, с
144
четкой предрасположенностью, между прочим, к
норме самим фактом своего существования. По
его мнению, бисексуальность анатомическая, физиологическая
и психическая свойственна каждому
индивиду.
Именно в 1908 г. Фрейд поставит вопрос о статусе
образов сознательных и бессознательных. Согласно
его соображениям, бессознательный образ
всегда был в прямой родственной связи с детским
сознательным образом, используемым в период
мастурбации, для достижения удовлетворения. В
начале этот акт мастурбации состоял из двух эпизодов:
первый сознательный, состоящий из мысленного
воспроизведения образа (который будет
усложняться довольно быстро слиянием с желанным
представлением, происходящим из любви к-
объекту), и второй, достигающий своей кульминационной
точки с помощью активного поведения,
направленного на самоудовлетворение. При отказе
от мастурбации этот образ стал бы бессознательным,
если сексуальная жизнь гармонична или
либидо сублимировано, зато он был бы патогенным,
если бы существовал обман, возникающий
вследствие, например, воздержания. Благодаря
своим клиническим наблюдениям Фрейд устанавливает
некоторую эквивалентность: утрата детского
онанизма без компенсации может представлять
собой у взрослого припадок, во время которого
используются те же соматические иннервации,
что и при мастурбации.
Даже если Фрейд не говорит об этом недвусмысленно,
не является ли акт мастурбации свидетелем
и доказательством всемогущества фантазии
индивида, оставляющего за собой одновременно
145
мужскую и женскую роли? Не является ли индивид
в самый момент наслаждения бисексуальным,
мужчиной и женщиной? В «Рождении психоанализа
» (письмо от 1 августа 1899 г.) Фрейд написал
Флиссу: «Что же касается бисексуальности, ты, без
сомнения, прав. Я тоже привыкаю к тому, чтобы
рассматривать каждый сексуальный акт как событие,
вовлекающее в себя четырех человек». Иначе
говоря, у каждого человека существует непатологическая
сексуальная фантазия.
И, только высказав эти постулаты, Фрейд приступает
к доказательству в девяти пунктах природы
истерических симптомов:
1) Истерический симптом является мнезичес-
ким символом реальной травмы.
2) Место этой первоначальной сцены ассоциативно
занимает символическая конверсия.
3J Начиная с этого пункта доказательства, оптическая
замена становится полной, потому что
Фрейд точнее определяет понятие травмы, добавляя
к ней понятие «реализация желания» и уже не
считая более пациента жертвой. Присоединение
желания, даже подавленного, изменяет ситуацию,
так как вместо девушки, подвергавшейся издевательствам
и травмированной, он ставит женщину,
объятую желанием. Возможно, это является провозвестником
концепции «комплекса Эдипа», который
официально появится только лишь к 1910 г.,
но уже, видимо, формировался после произведенного
самоанализа Фрейдом. Это также возвещает
возникновение бисексуальности, одна часть которой
заторможена.
4) Истерический симптом является реакцией
бессознательной фантазии, служащей осуществ-
146
лением желания. Разве это не является вторым
подразумеваемым намеком на эдипову природу
фантазий ребенка, который вновь появляется у
взрослого в форме моторных кризисов? Или это
снова намек на бисексуальность индивида?
5) Сексуальный импульс имеет множество
компонентов: даже если значение симптома сексуально,
оно представляет собой лишь его часть.
6) Симптом представляет возврат (мы бы сказали
регрессию) к способу удовлетворения, присутствующего
в детстве, а затем заторможенному.
Онанизм ли это, о котором перед этим шла речь?
Возврат ли это к фантазиям, вновь вызванным, а
затем подавляемым после возмужания?
7) Этот пункт самый загадочный. Возможно,
благодаря анализу мужского гомосексуализма
(см.: Фрейд З.Три очерка по теории сексуальности)
Фрейд приходит к тому, чтобы представить
симптом как «компромисс между двумя противоположными
импульсными предложениями, одно
из которых пытается дать выражение одному импульсу
частичному или состоящему из сексуальной
структуры, в то время как другое пытается подавить
первое». Здесь поставлен вопрос о женской
части мужского гомосексуализма? Компромисс
удовлетворяет бессознательные желания, их защитные
потребности и влечет за собой тот факт,
что заторможенное представление деформировано
до такой степени, что стало неузнаваемым.
Предваряя пункт 9, разве Фрейд не описывает активное
импульсное движение при идентификации
отца и пассивное импульсное движение при идентификации
матери (ср. с идентификацией Элизабет)?
Эти движения не являются ли антитезой,
147
потому что противодействуют друг другу (в то
время как можно было бы представить другой фигуральный
случай, когда существовал бы феномен
комплементарности)?
8) Несмотря на интеллектуальное ограничение,
связанное с клинической практикой, доказывающее,
что некоторые факторы могут быть не
сексуальными, Фрейд жестко настаивает на преобладании
сексуального фактора: «Нарущение целостности
симптома требует двух сексуальных образов,
у одного из которых мужской характер, а у
другого женский. Таким образом, один из этих образов
происходит из гомосексуального предложения
», откуда и вышеупомянутый компромисс.
9) Четкое утверждение: «Истерический симптом
является выражением, содной стороны, бессознательного
сексуального мужского образа, а с
другой, бессознательного женского сексуального
образа». Да, здесь речь идет об истериках. Следует
это «из знания составляющих сексуальный импульс,
которые доминируют в индивиде», о которых
идет речь, так же как и в «Трех очерках по теории
сексуальности». Эдип не назван, хотя в этом
тексте предвосхищены идентификации прямые
или перекрестные ребенка с его родителями.
На протяжении всего творчества Фрейда бисексуальность
трактуется одновременно в трех
планах:
– Анатомия: бисексуальность была бы конституциональной.
– Психопатология: образ бисексуальности может
быть или нормальным или патологическим в
некоторых случаях извращенности (гомосексуализм).
148
– Двигательная функция: у истериков бисексуальность
действовала бы в плане конверсии.
Здесь речь идет именно об истерическом припадке,
поскольку в этой статье много недосказанного:
– Значение эдиповых фантазий и проблем родительской
идентификации.
– Бисексуальность возникает в основных определяющих
фантазиях психики человека.
– Патология была только частным случаем основного
закона бисексуальности у человеческого
существа

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Close