Истерия

БЕШЕНСТВО МАТКИ

Этимологически слово «истерия» происходит
от греческого hustera или hystera, матка. История и
эпистемология этого понятия тесно связаны с его
этимологией.
I. – Древние времена
а) Папирус Каун (1900 до н.э.)2 1 – это неполный
документ, описывающий болезненные состояния,
приписываемые смещению матки в состоянии
«истощения». Движение направлено к верху тела,
чтобы найти там влажность и прохладу, но матка
сжимает другие органы на своем пути и, таким образом,
создает ощущение удушья.
Когда это анимистическое восприятие подавленности
перестало казаться научно допустимым, т. е.
где-то, начиная со Средневековья, ссылались на существование
сексуальной необузданности, исходящей
из «низких инстинктов» женщины и выраженной
через психические расстройства Отметив, что
это смещение снизу вверх проблематично, мы вновь
находим его во всех теориях, включая самого Фрейда.
2 1 Veith I. Histoire de l’hystdrie. Paris: Seghers, 1973. P. 12.
23
б) Гиппократ (род. около 460 г. до н. э. ) и его
^Corpus Hippocraticum*22. Гиппократ официально
признан автором термина, потому что он назвал
«истерией» болезни матки23. Исходя из его концепции,
истерия ассоциируется с психопатологией
сексуальности, связанной с воздержанием и вызванной
им фрустрацией у молодых девушек и
вдов. Предлагаемое лечение отличается в этих случаях,
потому что устраняют боль ингаляциями и
слабительным у вдов, тогда как девушку стараются
выдать замуж.
в) Платон был современником и другом Гиппократа.
В диалоге «Тимей, или О природе»2* он утверждает,
что «люди были созданы мужчинами, но
все те из них, кто был подлым и вел неправедный
образ жизни, и это весьма правдоподобное мнение,
при своем втором рождении были превращены в
женщин». Итак, мужчина вынужден совокупляться
с существами второго сорта, если можно так выразиться,
для воспроизведения себе подобных. Половой
член мужчины наделен душой. А так как ему
присуща способность к зарождению новой жизни,
он желает встречи и порождения. Последнее является
одинаково сильной стороной как у мужчин,
так и у женщин, исключая то, что женщина всего
лишь животное, потому что ее матка не обладает
2 2 Hippocrate. CEuvres completes, trad. E Littre. Paris:
Bailliere, 1839-1881, vol. VII: Des maladies des femmes.
2 3 Трийа отрицает это в «Истории истерии» (Histoire de
l’hysterie. Paris: Seghers, 1986) утверждая, что Литтрэ добавил
слово по своей собственной инициативе, рассуждая об
«удушье матки» (с.14). Загадка происхождения остается…
Platon. Timee, in CEuvres completes. Paris: Gallimard,
La Pleiade, 1950, t. II, 91 a, bet с (p. 522).
24
душой. «Вот почему у мужчин то, что связано с половыми
органами, – это непокорное и властное нечто,
напоминающее животное, которое неспособно
внять доводам разума и постоянно возбужденные
аппетиты которого склоняют его к желанию владычествовать
над всеми. У женщин также то, что
называют маткой, это животное внутри нее, которое
испытывает желание иметь детей. А когда, несмотря
на благоприятный возраст, она остается
долгое время бесплодной* то теряет терпение, и
плохо переносит это состояние. Это желание
блуждает по всему телу, закупоривает дыхательные
пути, препятствует дыханию, вызывает состояние
тоски, ужаса и тревоги, провоцирует другие
различные заболевания. И это продолжается до
тех пор, пока аппетит и желание этих двух особей
не приведут к союзу»25.
В последних строках этой цитаты описывается
состояние истерической болезни точно таким, как
его видел Гиппократ: пищеводный шар, функциональные
респираторные расстройства, приступы тоски
и страха, богатые и разнообразные потенциальные
возможности соматизаций. И, если пренебречь
тем фактом, что это связано с движением матки, то
не соответствует ли это описание всем эпохам? Отметим
также, что Платон видит зависимость между
тем, что мы называем «конверсией» (респираторные
расстройства) и возможностями соматизаций.
Бесконечная истерико-психосоматическая дискуссия
восходит ко временам Адама и Евы…
Различные части тела являются местопребыванием
смертной души, тогда как мозг – это местопребывание бессмертной
души.
25
г) Гален из Пергама (129-199 н. э.). Гален, кроме
того, что он создал огромное количество работ
по медицине, был еще и хирургом у гладиаторов.
Его часто цитируют в работах по истерии, так как
он ввел новые пути исследования. Он считал, что
существует три категории истерии, которые он
классифицировал по степени проявляемой больными
слабости, являющейся, между прочим, общим
пунктом у всех тех, кто страдал заболеванием
матки. «Признано, что эта болезнь, в частности,
поражает вдов, и особенно тех, у которых были регулярные
менструации и которые, будучи очень
восприимчивыми, пылко отвечали на инициативу
своих мужей»26.
В сущности, Гален думает, что на деле сексуальное
воздержание стимулирует заболевание,
так как они способствуют задержанию семени у
женщин, как и у мужчин, отсюда и проводимые
им опросы о возможном существовании мужской
истерии.
Матка не движется, утверждает Гален, но сексуальные
субстанции отравляют организм. Так,
например, после лечения одной вдовы горячими
аппликациями и мануальной терапией он констатирует
удивительный факт2 7 : «Под воздействием
тепла и массажа генитальных органов, настоятельно
необходимых для лечения, последовали
сокращения, сопровождаемые в то же самое время
чувством боли и удовольствия, после чего она испустила
обильную и мутную сперму. Начиная с
этого момента она освободилась от всех болейля»-‘
2 6 Galien. Op. cit.
2 7 Цит по: Veith I. Op. cit.
26
торые испытывала. Исходя из всего этого, мне кажется,
что задержание спермы, насыщенной дурными
субстанциями, обладало – чтобы вызвать
расстройства в организме – значительно большей
силой, чем сила задержания менструаций».
Эта связь трех терминов: сексуальности, женственности
и истерии во всех комбинациях около
двух тысяч лет не подвергалась каким-либо существенным
изменениям. Таким образом, с самого
начала оказалась описанной сексуальная этиология
вместе с анатомо-патологическим и психическим
уклоном. Действительно, Гиппократ думает,
что болезнь проявляется, начиная с дисфункции
матки (для врачей последующих эпох – с яичников),
в связи с фрустрацией, воздержанием или
трауром, как это сделают впоследствии все последующие
авторы.
Лишение, сужение, «дурные субстанции» –
вот, заложенные также с древности, основные термины
к пониманию механизма истерии. Эта теоретическая
установка приведет к психоанализу и
научному признанию влияния сексуальности, а
также к психосоматике и констатации значения
воздержания в появлении некоторых физических
расстройств. Это самое наименьшее следствие
«дурных субстанций», которые поддерживают теорию
вырождения, основную составляющую политической
доктрины III Рейха, которая также
проявилась во время конфликтов в Югославии
(этнические чистки, проводимые с помощью изнасилований
с тем, чтобы очистить «дурные субстанции
»). И наконец, констатируем, что, начиная
с этой эпохи, появилась установка на техническую
сексологию…

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Close