Истерия

1905: отделение во Франции Церкви от государства, его влияние на проблему истерии

Еще одним доказательством связи истерия –
религия был факт, что в конце XIX – начале XX в.
во Франции по-разному относятся к религиозным
проявлениям и связанному с ними истерическому
1 4 9 Wajeman J. Op. cit.
1 5 0 BabinskiJ. Op. cit., 1909.
104
самолюбованию. В этом нет ничего удивительного,
принимая во внимание нескрываемо конфликтные
взаимоотношения государства и Церкви
и то, что в 1905 г. произошло отделение I I I Республики
от Церкви. Парадоксально151, но такие
психиатры, как Шарко, уже вступили в борьбу с
целью рационализации и развенчания мистификаций,
без труда доказывая, что стигматы, отметины,
явления лишь прикрывали очень хорошо известный
аспект истерии, в то время как другие пытались
доказать возможную достоверность этих
явлений.
Публикации на эту тему могут быть подразделены
на две группы, в которых сторонники истории
и религии опровергают или подтверждают теоретические
выкладки психиатров:
а) Работы первой группы трактуют известные
события как эпидемию истеро-демонопатии152,
стигматы153, действия бесноватых154. Можно произвольно
выбрать тексты об этом из целой лавины,
страсти у читателей благодаря им нагнетаются
за счет количества. Да еще Бурневиль именно в
этот момент создал коллекцию так называемых
«одержимых» (научный эквивалент того времени
нашим современным фильмам ужасов на религиозные
сюжеты, например «Изгоняющий злых ду-
5 1 CharcotJ.-M. La foi qui querit, Progres medical, Alcan.
Paris, 1897.
1 5 2 Constans A. Relations sur une epidemie d’hysterodemonopathie
en 1861. Paris: Delahaye, 1863.
Warlomont. «L. Lateau: Rapport medical sur la stigmatiseede
Boisd’Haine». Paris: Bailliere Ed., 1875.
Bourneville D. M. «La possession de Jeanne Fery,
;ieuse professe du couvent des sceurs noires de la ville de
is (1584)». Delahaye et Crosnier, 1886.
105
хов»). Все больше и больше появляется публикаций
о хорошо известных событиях, например о
страдающих конвульсиями из Сен-Медара.
Б) В работах второй группы – более обобщенный
подход и меньшее количество частных случаев:
например, одержимость или чудо 1 5 5 . В библиотеке
Генри-Эй больницы Святой Анны в Париже
насчитываются десятки работ о мистиках, о людях
со стигматами веры, чудесах Лурда.
В качестве теоретического обоснования в этих
работах используется семиология XIX в. и ее излюбленные
темы: внушение, внушаемость, гипнотизм,
миметизм (подражание) и, конечно же, симуляция.
Шарко никогда не подвергал сомнению
существование этих феноменов, но он признавал в
них некоторую долю «преувеличения». Эти вопросы
вызывали конфликты и страстные споры во
время широкого распространения мистицизма и
агностицизма.
Мы могли бы сослаться здесь и на другие события:
например, на Сэлемских ведьм в Новой Англии
в 1692 г.
Ограничимся констатацией того факта, что
истерия проявляется в двух ипостасях: параноидальном
и истерическом. Перверсии, проявляющиеся
в отношениях к окружающим, – также
отличительный признак истерика. Истеричка
всегда перверсивна, иногда в чисто медицинском
отношении, но не реже вследствие сознательных
манипуляций тех, кто избрал ее своей
1 5 5 Saint-Yves P. Lt discernement du miracle. Paris: Nourry,
1909; La simulation du merveilleux. Flammarion, 1912 (introduction
de P. Janet).
106
жертвой. Изначальной развращенности лидера
отвечает иногда наивно порочное согласие. Забывают
отметить, что часто в структуре личности
истерички много наивности, связанной или с
незрелостью, или с преждевременной зрелостью
ее «я», которая, в конце концов, всегда проявляет
себя как уничтожающая личность приспособляемость
организма.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Close